Что такое коробка отбора мощности и какие её функции

Можно углубиться в технические описания и разные инженерные решения, но фактически, коробка отбора мощности не отбирает мощность. В современной терминологии КОМ можно отнести к агрегату, утилизирующему избыточный крутящий момент в любом автокране, передаваемый другим узлам.

Кто это придумал и как это работает?

Можете сомневаться, но идея использовать крутящий момент привода для вспомогательных устройств, насчитывает более ста лет. Идея принадлежит Эдисону, который заметил, что велосипед, колеса которого крутятся, почти идеально соответствует созданию электричества.

Приспособив на ободе колеса съёмники, Эдисон породил целый класс устройств, которых на момент эксперимента не было:

  • Электрический фонарь на велосипеде, освещавший дорогу;
  • Мерцающая лампочка, освещавшая рабочее место швеи;
  • Нажимной генератор (пьезо) фонарика;
  • Зарядное устройство аккумулятора автомобиля, ставшего впоследствии генератором.

В основе этих изобретений лежит один принцип – возможность снять с основного привода неизрасходованный излишек КПД, который можно направить на полезные цели. Коробка отбора мощности изымает излишки, не создавая проблем для ДВС в смысле снижения крутящего момента. Самое время выяснить, как это работает. Но для начала поясним, что КПД ДВС сегодня, даже у суперкаров, не выше 65%. Это по данным Liberty Media, владельца Формулы 1, использующей технологии гибридного отбора мощности.

Учитывая технологии, сообщения от производителей (в том числе владельцев европейских марок из Китая о 80% КПД) вызывают обоснованные сомнения.

Для автокранов КОМ – это возможность поднять больше и выше

Согласно техническим данным, возможность применения отбора мощности от ДВС на холостом ходу это примерно 450 кг поднимаемого автокраном веса. Если добавить оборотов и крутящего момента, вес груза можно увеличить на 940 кг.

Формально, производители автокранов такие доработки не поощряют, прочность тросов, упоров и рычаг вылета стрелы тоже имеют значение. Но никто не может возражать против дополнительных преимуществ транспортных средств, не только автокранов, оснащенных КОМ. Согласитесь, преимущества налицо, ведь небольшие вложения позволят обеспечить комфорт.

Цена наличия коробки отбора мощности невелика, но с её помощью можно:

  • Запустить обогреватель салона, создав комфортные условия отдыха;
  • Накачать колеса, если в них упало давление;
  • Запустить домкрат, чтобы заменить колесо без усилий;
  • Обогреть кабину, чтобы поспать, пока не прибудут спасатели.

И всё это можно сделать без дополнительного оборудования, просто правильно включив КОМ, если эта нужная коробка есть в автомобиле.

Не забывая о том, что коробка отбора мощности потребует расходов:

  • Топлива, для поддержания ДВС на холостом ходу;
  • Исправного состояния, ведь износ и отсутствие ухода выводят агрегат из строя;
  • Понимания расхода топлива для отъёма мощности на холостом ходу. В зимнее время это имеет значение, особенно при незапланированной остановке.

Не забывайте, КОМ – помощник, а не генератор дополнительной энергии. И главное, помните, это возможность использования «лишнего КПД», а не самостоятельный агрегат. При неработающем двигателе все преимущества коробки отбора мощности сойдут на нет. Но пока движок работает, КОМ может осветить, согреть и позволит продержаться до прибытия помощи.