История упаковки почти равна истории человечества. С тех пор, как люди стали разумными, они упаковывают продукты своего труда для хранения и переноски. В доисторический период упаковочными материалами служили листья и ветви растений, а также шкуры животных. Много позже, когда из этих материалов стали изготавливать мешки, бурдюки и корзины, к ним добавились и изделия из глины и дерева. В глиняных кувшинах и амфорах, достигавших порою поистине гигантских размеров, люди хранили зерно, масло, вино, молочные и растительные продукты. Шумерскую, египетскую и древнегреческую цивилизации нельзя себе представить без этих удобнейших для своего времени предметов, позволяющих компактно складировать и перевозить все, что тогда представляло собой кровь экономики. Этот способ хранения дожил до наших дней и до сих пор используется в некоторых традиционных хозяйствах.


Кожа, керамика, дерево и стекло царствовали веками, но настоящая революция упаковочного дела началась тогда, когда, благодаря изобретенным в Англии станкам, бумага перестала быть дорогостоящим материалом, который могли себе позволить купить лишь весьма обеспеченные граждане, и стала доступной большинству населения. К концу мануфактурного периода к ней добавился и картон. Товары начали упаковывать в коробки и пакеты, обертывать бумагой и сворачивать кульки, а развитие литографии позволяло делать цветные маркировки и этикетки.


Упаковочные материалы из бумаги стремительно эволюционировали. Картонные коробки год от года становились прочнее, затем, в погоне за экономией складского пространства, появились складные коробки, а к концу девятнадцатого века начал широко применяться гофрированный картон, за что, должно быть, до сих пор благодарны перевозчики стеклянной тары и хрупких предметов.
Пока изобретались новые виды гофрокартона и из двухслойного он, путем экспериментов и следующих за ними патентов, становился сначала трехслойным, а затем пятислойным и семислойным, параллельно шла эволюция упаковочной бумаги и пакетов. Помимо обычной рулонной упаковочной бумаги широкое распространение получает бумага вощеная, а к середине 19 столетия, к радости кухарок и продавцов продуктовых магазинов, появляется пергаментная бумага, которая, пусть и с незначительными изменениями технологии производства, остается с нами до сих пор.


Бумажный пакет, пришедший на смену кожаным и тканевым мешкам, стоил и весил намного меньше своих предков. Массовое производство таких пакетов началось в середине викторианской эпохи и с переменным успехом продолжается до сих пор. Они стремительно завоевывали популярность, которая к моменту изобретения пакета с плоским дном, достигла своего пика и оставалась там, пока двадцатый век не подарил миру полиэтилен.


Целлофан был изобретен в самом начале 20 века, но производство упаковки из него достигло промышленных масштабов лишь к концу 20 годов, когда в результате ряда экспериментов и технических усовершенствований, целлофан стал водонепроницаемым и безопасным для хранения пищевых продуктов. Американские граждане охотно покупали продукты в новой упаковке, казавшейся им современной и революционной. В какой то мере так оно и было т.к. рынок полимерных упаковочных материалов в то время только начинал развиваться. В тридцатых годах начинается промышленное производство полиэтилена, а уже в пятидесятых, в результате неудачного эксперимента над созданием нового типа пластиковых моющихся обоев, появляется пузырчатая пленка прекрасно справлявшаяся как с упаковкой хрупких предметов, так и со стрессом еще до появления антистрессовых кубиков и спиннеров. За это мы должны быть благодарны компании IBM, которая в 1959 году приобрела не имевший поначалу успеха материал для упаковки перед транспортировкой своего нового компьютера размером с небольшой шкаф.


И наконец в начале семидесятых появляется пленка, которая сейчас массово используется для упаковки и хранения всего, что только можно себе представить. Речь конечно же о стрейч-пленке. Деньги на разработку нового упаковочного материала на основе полиэтилена выделили американские транспортные кампании, требовавшие от новинки прочности, прозрачности и способности хорошо стягивать перевозимый груз. Поставленные задачи были достигнуты, количество хищений и повреждений грузов в процессе перевозки и при складском хранении значительно уменьшилось и новоизобретенная стрейч пленка быстро стала очень популярной. И в настоящее время она остается одним из самых употребляемых упаковочных материалов применяющихся как для упаковки складских грузов, особенно перевозимых на поддонах, так и для упаковки пищевых продуктов в супермаркетах и багажа в аэропортах. Такая популярность достигается не только за счет большого разнообразия по ширине рулонов и толщине пленки, но и за счет её способности растягиваться, надежно фиксируя при этом груз и защищая его от повреждений. А прозрачность пленки позволяет легко контролировать сохранность упакованной продукции.

Кроме разнообразия по ширине и другим параметрам (плотность, престрейч), можно выделить и разновидности такой упаковки по области применения. Существует пищевая пленка - с ней вы сталкиваетесь ежедневно в супермаркетах, покупая расфасованные в магазине продукты. В аэропортах ваш багаж могут завернуть в машинную стрейч-пленку, намотчик аккуратно обернет чемодан в несколько слоев пленки и защитит его от повреждений при погрузке. Но самый распространенный тип -это ручной стрейч в рулонах для ручной намотки. Его применяют повсеместно, благодаря дешевизне, универсальности и простоте использования.


В настоящее время история упаковочных материалов еще не окончена. Возможно в недалеком будущем нас ждет новый революционный продукт, который позволит еще надежнее и дешевле упаковывать всё, что нам бывает необходимо упаковать. Возможно где то уже проводятся эксперименты результаты которых перевернут все наше представление об упаковке с ног на голову. Нам остается только запастись терпением и наблюдать.